Суббота, 04.05.2024, 01:29Приветствую Вас Гость | RSS
Учась - учись!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие памяти у младших школьников.

Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита. Поэтому учителю и родителям необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники развивали память,  умели произвольно запоминать учебный материал.  

"Давай выучим стишок к празднику!" - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дана человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь.

Рассмотрим виды памяти:

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.  

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Для младших школьников доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложить материал  – это и пересказ, и написание изложений.    

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.  

Что значит хорошая память учащегося?  Это такая память, которая обеспечивает " скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала".  

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.  

По своей природе память разнообразна:

  –    произвольная и непроизвольная;  

–   образная,   –  словесно-логическая,  

–  кратковременная, долговременная,  

–  оперативная и смысловая.  

Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.    Особенностью долговременной памяти является то, что она  практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.  

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.   Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.

Причины низкой успеваемости и плохого запоминания:  

а) ослабленное здоровье учащихся;  

б) низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого развития;  

в) недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.

Тест, выявляющий возможности долговременной и кратковременной памяти.Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».  

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

 Далее тест повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями взрослый просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов,  ребенку говорится: «Через час ты эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования ответы записываются для дальнейшей проверки и сравнивания.

Тестовый материал    Примеры набора слов:

Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.  

Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.  

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.  

Анализ результатов.  

Показателями  запоминания  будет считаться количество слов, названное

а) после первого прочтения:   высокий уровень – не менее 5 слов;  

средний уровень – 3-4 слова;  

низкий уровень – менее 2 слов.  

б) после 3-4 прочтений    высокий уровень – 9-10 слов;

средний уровень – 7-8 слов;

низкий уровень – менее 6 слов.  

Показателями долговременной памяти будет считаться количество слов, названное через один  час:  

высокий уровень – 9-10 слов;  

средний уровень – 5-8 слов;    

низкий уровень – менее 5 слов.

Продуктивность произвольного запоминания связана с умственной активностью школьника, т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний.  

В одних случаях школьник должен запомнить материал возможно точнее, даже совсем дословно, как в учебнике. Так запоминать нужно правила, определения, стихотворения, где требуется точное запоминание, дословное заучивание. В другом случае задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести его содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный, исторический, естествоведческий и т. д.

 Как показывают наблюдения, младшие школьники самостоятельно не могут выбирать в каждом отдельном случае приемы и способы усвоения учебного материала.

 Дети младшего школьного возраста часто дословно запоминают учебный материал.  Весь процесс заучивания у учащихся протекает однообразно — они читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится. Причем младшие школьники считают, что хорошо запомнить урок — это значит рассказать его учителю так, как он изложен в учебнике.  

Стремление младших школьников дословно воспроизвести материал объясняется тем, что они, не владея развернутой устной речью, не могут свободно, своими словами излагать содержание запоминаемого материала. Опасаясь допустить неточность и искажения при воспроизведении, маленькие школьники прибегают к дословному запоминанию.  

Воспроизведение своими словами содержания учебного материала зависит от понимания его смысла в процессе заучивания. Но, чтобы понять то, что запоминается, необходимо овладеть приемами осмысленного чтения и запоминания.  

Продуктивность памяти зависит от степени развития самоконтроля у младшего школьника, от умения проверять себя, т. е. насколько полно и точно воспроизведено то, что заучивалось.  

В соответствии с общим развитием личности ученика самоконтроль при запоминании и воспроизведении у учащихся I и II классов существенно отличается от самоконтроля у школьников III и IV классов.  У учащихся I и II классов самоконтроль развит очень слабо и они, как правило, не прибегают к нему в процессе запоминания.

Учащихся I и II классов особенно тщательно нужно проверять, не доверяя их самостоятельному контролю. Недостаточно развитый самоконтроль младших школьников подтверждается также их частыми просьбами к старшим — проверить, как выучили они заданные уроки. Они не только не умеют себя проверять, но часто не отдают себе отчета в том, выучили они заданный урок или нет.  В тех случаях, когда школьники I и II классов прибегают к самоконтролю при заучивании, они проверяют себя чисто внешне, с количественной стороны. Учащиеся I и II классов обращают все свое внимание при самопроверке на полноту запоминания, на то, чтобы все запомнить, чтобы ничего не пропустить, стремятся к тому, чтобы все, что они учат, запомнить полностью. Однако, когда их спрашивают на уроках, выясняется, что очень часто они не могут рассказать то, что заучивали дома. В таких случаях они совершенно искренне заверяют учителя в том, что старались, много читали, долго учили и т. п.

 У учащихся III и IV классов имеются существенные и качественные сдвиги в развитии самоконтроля. В течение двухлетнего обучения школьники постепенно овладевают необходимыми умениями, навыками и приемами самоконтроля при усвоении знаний.

Оптимальное развитие памяти у детей младшего школьного возраста происходит при соблюдении ряда условий, касающихся организации обучения детей приемам запоминания, их практическому применению, обучению школьников самоанализу мнемической деятельности, правильной постановки задачи запоминания взрослыми.  Соблюдение указанных условий позволяет добиться значимых изменений в работе памяти младших школьников. Это проявляется в сознательном произвольном использовании детьми рациональных мнемических приемов при организации запоминания, что в свою очередь, приводит к росту продуктивности памяти.

 К концу младшего школьного возраста произвольный способ запоминания материала путем сохранения его в логической памяти становится характерным для большинства школьников.

Категория: Мои статьи | Добавил: deniz (03.03.2013)
Просмотров: 4076 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт школы 188 СПб
  • Электронный кабинет школы 188
  • Сайт Емельяновой Е.А.
  • Сайт Соколовой Е.Я.
  • Сайт Свиточ И.Г.
  • Сайт Смирновой И.Б.
  • Сайт Кабановой М.Е.
  • Сайт Смирнова Н.В.