Умение четко и грамотно излагать свои мысли – это важно. С
того момента, как ребенок начинает писать свои первые буквы в прописях, школа и
родители стараются научить его писать правильно, без ошибок. Но кому-то удаются
сложные речевые обороты, а кому-то трудно написать без ошибок даже самые
распространенные слова. Как же научить ребенка писать без ошибок?
Часто можно услышать о понятии «природной грамотности». Но
грамотность – это не то, что можно передать по наследству, с чем можно либо
родиться, либо нет. Грамотность – это навык и для приобретения этого навыка
необходимо приложить немало усилий. Родители и правильность их речи играют немаловажную роль в
том, как в будущем будет писать их ребенок. Ведь основа грамотности ребенка закладывается
вместе с развитием его речи. Поэтому, если дома принято говорить искажая слова, а чтение книг не в почете, то можно ли надеяться, что ребенок
будет писать без ошибок?
Кстати, книга – это важный помощник для освоения навыка
правописания. Ребенок много раз встречает какое-то написанное в книге слово и
запоминает его - срабатывает зрительная память. Позже, когда это же слово нужно
будет написать в диктанте или в сочинении, ребенок с легкостью его
воспроизведет. Ведь никто не задумывается, как правильно пишется слово «вода»,
«хлеб». Эти слова мы ежедневно употребляем в своей речи, видим их на этикетках
продуктов или на рекламных щитах. Даже первоклассник знает, что молоко – это
все-таки «молоко», а не «малако» или «молако», потому что он видел эту надпись
на пакетах с молоком сотни раз. В любом языке есть целый ряд слов, написание которых не
подчиняется общим правилам. Эти слова нужно просто знать. Поэтому ребенку нужно
почаще предлагать литературу, в которой такие слова встречаются.
Если ребенок диктанты пишет хорошо, правильно, но при
переписывании текста то тут, то там делает ошибки - скорей всего, виновата
невнимательность. Это может означать, что ребенка что-то отвлекает во время
письма, мешает ему сосредоточиться. Поэтому, когда ребенок готовит домашние
задания, родители должны обеспечить ему максимально удобные и спокойные условия
для занятий.
Развивать внимательность и зоркость ребенку помогут
специальные обучающие игры. Можно предложить ребенку небольшой текст, в котором
ему необходимо будет подчеркнуть, например, все буквы «А». Потом задание
усложняется: подчеркивать нужно уже не одну, а несколько букв. Таким образом,
ребенок научиться внимательнее читать текст.
Ребенку, который делает ошибки при списывании слов с доски
или из книги, можно посоветовать проговаривать слова шепотом. Ведь тогда в
работу включается еще и слуховая память, которая поможет ребенку вспомнить как
правильно пишется нужное слово.
Как научить ребенка хорошо писать диктанты? Практика,
практика и еще раз практика! Несколько абзацев из любимой книги, хорошего
журнала, диктант из специального сборника – это поможет школьнику отработать
навык написания диктантов. К тому же, часто причиной ошибок в диктантах служит
страх. Постоянные «тренировки» избавят ребенка от этого страха.
Критерии оценивания
диктанта:
Без ошибок - 5
1-2 ошибки – 4
3 – 5 ошибок – 3 более 5 ошибок – 2.
Критерии оценивания написания
словарных слов и письма по памяти:
Без ошибок- 5 1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 и более ошибок – 2.
Дисграфия – проблема многих школьников. Связана она с устной
речью. Ребенок должен умет различать отдельные звуки, по-разному их соединять и
произносить. Письмо – более сложный способ передать речь, поэтому, если ребенок
не умеет определять структуру слова и выделять из него отдельные звуки,
соотносить эти звука с буквами, то сформировать правильное письмо будет трудно. 1. Для правильного выведения письменных букв на листе,
ребенку нужно развивать мелкую моторику.
Организуйте игру с пластилином или красками, где вы вместе будете лепить или
рисовать отдельные элементы букв или целые буквы. Чтобы разработать кисть руки,
рисуйте вместе с ребенком его пальчиками по другой руке или ноге закорючки,
затем дайте в руки кисть и пусть он обводит предварительно нарисованные вами на
листе ватмана волны, петли, круги, линии.
2. Только после этого можно давать ручку и прописи.
Покажите, как правильно держать ручку. Сейчас продаются специальные насадки на
ручку, в которой пальцы лежат всегда правильно. Затем покажите, как выводить
элемент в прописи, в каком направлении вести ручку. Делайте это медленно. Затем
вручите ее ребенку, поставьте его пальцы, и ведите ручкой по бумаге, постепенно
ослабляя свою хватку. Так, сам того не замечая, ребенок начнет выводить
закорючки самостоятельно.
3. Самый главный принцип при обучении ребенка письму – это
научить его понимать то, что он пишет:
соответствие звуков и букв. В этом ему в первую очередь помогут диктанты.
Возьмите небольшой текст, без сложных слов. Диктуйте их очень медленно,
проговаривая все слова по отдельности. Затем, продиктуйте первое предложение и
проконтролируйте, чтобы ребенок повторил все сложные слова. Записывая сова,
ребенок должен вслух проговаривать то, что он пишет. Подобным образом надо
выполнять все домашние упражнения с текстами.
4. Помимо диктантов, используйте любые речевые игры, азбуку для выкладывания различных слов. Ему сначала
надо научиться произносить отдельные звуки и запоминать, с какими буквами они
ассоциируются на письме.
5. Всегда хвалите
за его успехи, даже самые незначительные. Кроме того, нельзя ребенка заставлять
писать одно слово или предложение несколько раз. Это воспитывает неуверенность
в ребенке.
6. Особенностью дисграфиков является то, что они очень
хорошо запоминают зрительно, поэтому у них перед глазами всегда должны быть только правильно написанные слова. Не
делайте с ними работу над ошибками, показывая неправильное написание. Родители, помните - сочетая заботу, любовь, настойчивость и
регулярность занятий, вы увидите, что ваши усилия не пропали даром.
|